Преемственность патриотического воспитания гимназистов в освоении  культуры регионального фольклора через экспедиционную деятельность

 

Информация об опыте

 

Условия возникновения, становления опыта.

Учитель Жидовкина Ирина Николаевна  в течение 18 лет преподает музыку и руководит фольклорным коллективом «Родничок» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 18» города Старый Оскол.  Это широко известное в Белгородской области  образовательное учреждение, которое славится системой эстетического воспитания. Педагогический коллектив реализует ряд комплексных целевых программ: «Истоки. Моя Россия», «Мир красоты и гармонии», «Здоровье», «Забота» и другие.

Двенадцать лет назад изу­чение казачьего, сельского и слободского фольклора было введено в программный репертуар коллектива «Родничок» и действующую программу по музыке в качестве национально-регионального компонента.

Для проведения исследования были выбраны 5-9 классы с углубленным изучением музыкальных дисциплин. В ходе анализа уроков музыки  с элементами этнографии и внеклассных занятий были опрошены гимназисты всех 5-9 классов (всего 112 гимназистов: 22 гимназиста 5 «В» класса, 24 гимназиста 6 «В» класса, 21 гимназист 7 «В» класса, 22 гимназиста 8 «В» класса, 23 гимназиста 9 «В» класса). Диагностика показала расхождение между высоким уровнем потребности в освоении народной культуры и низким уровнем практических навыков сбора и обработки этнографического материала. (Приложение №1) Предварительные диагностические исследования подтвердили стремление обучающихся к сохранению культурного наследия родного края, желание  передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям, но при этом выявили отсутствие практических навыков  общения с носителями аутентичной народной культуры и опыта   самостоятельной фиксации  исследуемого материала.

Сегодня особую актуальность приобретает народная педагогика – педагогика национального подъема, возрождения, развития, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, формирующая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.[8]

Музыкальная этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного музыкального воспитания, является, по словам В.В. Щурова,  «педагогикой национального спасения». Народная педагогика  во все времена действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций.

Осознавая тот факт, что музыкальный фольклор культурологического содержания  и традиции старооскольского казачества, купечества и поселян  способствуют формирова­нию патриотических чувств у детей школьного возраста, учитель музыки И.Н.Жидовкина начинает в 1998 году разрабатывать различные проекты в рамках гимназических целевых программ.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

- между потребностью  гимназиста участвовать и самореализовываться в творческом процессе, связанном с  региональным музыкальным фольклором, и недостаточной разработанностью  преемственности в патриотическом воспитании обучающихся всех ступеней, а также отсутствием технологии занятий по освоению регионального музыкального фольклора;

- между негативным воздействием  средств массовой информации и необходимостью сохранения ценностей русской  национальной культуры;

- между современным укладом  жизни семьи и традиционными русскими устоями, отраженными в культурных этнографических аналогах.

Выявление противоречий помогло определить научную проблему  исследования: каковы дидактические и методические  возможности  в преемственности патриотического воспитания посредством освоения регионального музыкального фольклора, в том числе и прямого участия гимназистов в этнографической экспедиционной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта - использование потенциала народного творчества родного края как средства патриотического воспитания  гимназистов в этнографической деятельности.

Длительность работы над опытом. Исследовательская деятельность ведется учителем в течение семи лет:

I этап:  с марта по май 2001 года - изучение практического опыта других регионов и знакомство с ведущими методическими рекомендациями педагогов-новаторов;

II этап:  с июня по сентябрь 2001 года - создание условий для изучения народной культуры своего региона;

III этап: с октября 2001 года по декабрь 2008 - систематизация исследовательской деятельности гимназистов в урочное и неурочное время.

Тема данного опыта стала продолжением темы  «Культура регионального музыкального фольклора как средство  патриотического  воспитания  младших  школьников  в процессе  обучения»,  над которой педагог  работал с  1997 года. Таким образом, прослеживается непрерывность и преемственность научно-исследовательской работы И.Н. Жидовкиной.

 Объектом исследования является патриотическое воспитание  гимназистов II-й и III-й ступеней,  предметом - преемственность в освоении культуры регионального музыкального фольклора в экспедиционной этнографической деятельности.

Диапазон опыта. Представленный опыт является единой системой «урок - внеклассная работа».

Теоретическая база опыта.  В основе педагогического опыта лежит идея этнопедагога Г.Н. Волкова о том, что народная педагогика, представляет собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, являясь таким образом своего рода педагогической религией. Поэтому  ро­дительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в ко­тором домашний очаг - алтарь,  дети - ангелы, мать - богоматерь, отец - «патриарх всея семьи». Изучение педа­гогической сущности старых и новых обычаев стало знаковым в наше время.   Современные обычаи, их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти про­блемы всегда интересовали  патриота, гражданина. Исследовав  теоретические труды Н.Е.  Бачинской, Н.В. Кукушина, Т.Н. Поповой, И.Н. Яковлева, учитель предположил, что освоение гимназистами основ народной культуры может  способствовать  вовлечению их в практику народной жизни и познанию ими народной мудрости.

 Концепции Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой, М.С. Жирова, И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской, Л.Л. Куприяновой, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова, В.О. Усачевой, Л.В. Шаминой, Н.С. Ширяевой, Л.В. Школяр стали основополагающими при разработке собственной педагогической идеи.[1,11,15, 22]

Одним из ведущих методологических оснований для изучения народной культуры стала программа М.А.Алексеевой «Музыкальный фольклор с элементами народоведения» (Белгород, 2000). [16]

Педагогическая деятельность И.Н. Жидовкиной выстраивается на основе следующих принципов и методов обучения: предварительный эмоциональный настрой, концентрическое изучение учебного материала, активизация процесса слушания, историческое изучение материала.

Пробуждение в  гимназистах внутреннего сопереживания, организация музыкального действенного восприятия, тактичная поддержка эстетических впечатлений осуществляется педагогом по рекомендациям  Л. Куприяновой. В организации восприятия музыки детьми Л. Белобородова, Д. Кабалевский, Л.Куприянова,  М. Осенева, Л. Шамина  выделили ряд методических приемов,  которые  Жидовкина И.Н. использует для активизации процесса слушания народной музыки. К таковым относятся: а) вокализация доступных мелодий инструментальных произведений (в этой связи, например, согласно  концепции Д.Б. Кабалевского, детям предлагается пропеть темы отдельных сочинений); б) ритмопластика (например, с целью осознания жанровых особенностей колыбельной учащимся предлагается выполнять задания различными вариантами хороводного шага или движением корпуса и кистей, пластически выразить сущность произведения); в) сравнения (к примеру,  на уроке «Слово в обрядовых песнях и сказках моей малой Родины», согласно  концепции Н.А. Терентьевой и Р.Г. Шитиковой, обучающиеся сравнивают народные песни).  Гимназисты анализируют содержание, выразительные средства и разные интерпретации художественного образа. (Приложение №2)

Принцип активизации деятельности на уроке музыки осуществляется  через достаточно эффективные методы:  музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии, создания художественного контекста, художественного познания музыки, моделирования художественно-творческого процесса, сопереживания, духовного воспитания музыкой, интегративного обучения, активного эмоционально-интеллектуального постижения искусства, свободного дирижирования.[1, 9, 17, 22]

Новизна опыта заключается в организации работы, направленной на пробуждение ментальности, заложенной в сознании генофонда. Преобразование учебно-воспитательного процесса на основе принципов этнокультурного подхода состоит в комплексном освоении  обучающимися  I, II и III ступеней музыкального, песенного, хореографического и обрядового фольклора Староосколья через участие  в экспедиционной деятельности.

 

Технология опыта

 

Целью педагогического опыта автор  считает воспитание личности   гимназиста со сформированными  фольклорными и  культуроведческими знаниями и умениями, бережно относящейся к культурному наследию родного края, способной передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям.         

В ходе исследования решались следующие задачи:

- воспитание основ общечеловеческих нравственных качеств личности: доброты, милосердия, справедливости, трудолюбия, любви к семье, дому, родной природе, своему краю, Отечеству;

- развитие музыкальных, художественно-творческих сенсорных способностей, эмоциональной базы чувств, художественно-образного мышления;

- формирование у обучающихся целостного восприятия мира традиционной народной художественной культуры;

- организация активного сотворчества воспитанников в ходе этнографических экспедиций.

Ириной Николаевной Жидовкиной выделяются такие функции фольклорной экспедиции: учебная (закрепление умения идентифицировать, фиксировать и систематизировать формы фольклорной культуры); научная (приобретение навыков  исследовательской полевой и архивной работы); воспитательная  (пробуждение интереса к истории своего народа, его культуре, быту; формирование моральных качеств исполнителя фольклорного репертуара); культурносберегающая (сохранение национального культурного наследия).

Работа по патриотическому воспитанию через этнографическую исследовательскую деятельность включала несколько этапов. На первом этапе становления  фольклорного коллектива «Родничок», участниками которого являются   гимназисты II ступени, педагог начинал формировать специфическую художественно-эстетическую среду  и особую дидактосферу занятий. Вместе с детьми  разрабатывались  компоненты дизайна кабинета: эскизы настенного панно в народном стиле, декоративное дополнение специальных зон (инструментальной, где  стали располагаться самодельные и  фабричные  народные инструменты; костюмерной, где поместились элементы костюмов; декоративно-прикладная зона, которая представляет пополняющуюся коллекцию игрушек,  плетеных стульев, сделанных руками умельцев села Терехово, украшений, рушников, корзинок, платочков-«утиральников», самоваров и другое).  На втором этапе сформировалась костюмерная, которая очень быстро, с участием бабушек гимназистов, пополнялась комплектами стилизованных  и элементами старинных костюмов. Хранительницы старины активно вспоминали свое детство: сшили лоскутное покрывало, наплели  куколок-обережек из соломы и ниток, подарили ряднины и самотканые коврики, принесли  рушники из сбереженного приданого, рубашки и кушаки своих мужей. Коллектив быстро набирал опыт.  На третьем этапе появились желающие аккомпанировать  ансамблю на  русских народных инструментах – так сформировалась  инструментальная группа «Калинка». Постепенно складывался дружный, увлеченный коллектив, общие дела которого крепила родная русская песня, желание познать традиции и участвовать в организации календарных праздников. Вслед за этим детям стало интересно узнать не только традиционные русские известные песни и хороводы, но и познакомиться с историей своих семей, в которых оказались представители поселян, казачества и купечества. Увлекающие зрителя выступления ансамбля «Родничок» пробудили стойкий интерес к родной культуре и у других гимназистов, которые выражали желание выучить песни  своей малой родины на уроке музыки или к праздникам.

Методы и формы организации работы. С самого начала система внеклассной и внешкольной работы базировалась на принципе исторического изучения материала. Воспитанникам Ирины Николаевны, ее слушателям, родственникам и знакомым гимназистов  интересно было узнать, что старооскольский казачий фольклор является весьма самобытной со­ставляющей  центрально-черноземной культуры, поэтому он выделен фолькло­ристами в отдельную стилевую традицию. Несомненно, что постижению специфики культуры Староосколья способствовало знакомство самого учителя и детей с материалами городского краеведческого музея, Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (руководитель к.и.н. Емельянова М.И.), с удивительной книгой к.п.н. Т.П. Беликовой и М.И.Емельяновой «Живые родники Староосколья». Освоение элементов родной культуры - задача слож­ная, базирующаяся на компетенции и проникновении в жанровые стилистические особенности казачьей, сельской и слободской культуры.[3]

Принцип эмоционального настроя насыщает организацию уроков, занятий ансамбля и фольклорных экспедиций. Для того, чтобы добиться положительного эмоционального отклика, педагогом использовались   технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, видеокамера.  В ходе практической деятельности отмечено, что особенно ярко музыкальное произведение воздействует на гимназиста в «живом» звучании при непосредственном контакте с носителями культуры. Это позволяет обучающимся ощутить конкретную эпоху и социум создания того или иного произведения, познакомиться с  тембрами различных народных инструментов, исполнителями народной музыки.  Слушание песен  в исполнении старых  мастеров, рассказов  о традиционных обрядах конкретного села и наблюдение региональных обычаев, знакомство с народными музыкальными  инструментами способствовало активному эмоционально-интеллектуальному постижению различных жанров как синхронистических видов русского народного творчества. Так  знакомство с инструментом «пятерня» привело к желанию всех, без исключения, участников освоить новый для них, такой необычный инструмент.

В процессе исследования стало понятно, что принцип концентрического изучения материала лежит в основе обучения самостоятельному анализу характера аутентичного произведения, поскольку звучащий на уроке музыкальный материал необходимо осваивать не только с точки зрения его содер­жания, но и  в связи с изучаемыми историческими событиями.  

Посещение выступлений Кубанского и Воронежского народного хора, ансамбля «Завалинка», «Русь», общение с участниками фольклорных коллективов  помогло воочию увидеть традиции казачества. На занятиях сопоставлялись казачьи костюмы разных peгионов, сравнивалось  многообразие красок народных песен и танцев. Неизгладимое впечатление  произвела на воспитанников встреча с   казачатами  творческого коллектива «Русь» (руководитель - академик МПА, к.п.н. М.И.Щетинин), после которой у гимназистов  повысилась мотивация к знакомству с носителями традиций родного старооскольского края. Встречи с коллективами музыкальных школ №2, №4, №5 привели к проведению совместных праздников «Песня русская моя, прекрасней, лучше нет тебя» (Приложение № 3)

Система занятий способствовала осознанию гимназистами того, что вся история существования казачества, условия выживания, этнический состав, демократизм в управлении - всё это выработало свободолюбивый, бунтарский характер казаков, их смелость, воинственность, своеобразие мышления, поведения, особый менталитет, сконцентрировавший в себе основные черты, составляющие патриотизм.  Элементы ментальности казаков отразились в их ярком, своеобразном фольклорном творчестве. В нем отчетливо выявляются их жизненные приоритеты, отражающие сложные, самобытные нормы и законы этого сообщества. Так, к примеру, в фольклоре отражены многие положения "Казачьих заповедей" - своеобразного кодекса законов, являющегося выражением мировоз­зрения казаков, служившего нравственной основой воспитания под­растающего поколения, отражающего педагогические принципы ка­зачества.   В них изложена основная мораль казачьего общества, содержащая дух патриотизма, которым оно живёт, в котором должны воспитываться молодые казаки ("Там Россия, а мы - казаки", "На Убле живут /Люди вольные тут", "Казаки-друзья гуляли /Атамана выбирали"). Справедливость понимается как защита интересов Родины, где бы он (казак) ни находился ("Мы за Родину святую /Все готовы умереть"). Религия, любовь и справедливость - это основа жизни казаков. Испол­няя свой долг оружием и мастерством, казаки действовали в соответ­ствии со своими принципами. [12, 25]

Эмоциональное сопереживание, "соучастие", ак­тивность в процессе исследования фольклора, по мнению  И.Н. Жидовкиной, вскрывает глубинные пласты национального менталитета, тем самым непроизвольно вызывая  патриотические чувства   подростка и юноши. Систематичность и постепенность вживания в материал народного творчества способствует скрытому "вживанию" школьников в судьбы Родины, вызы­вает у них чувство сопереживания, вырабатывает собственное мнение об общественных процессах, происходивших на разных этапах разви­тия нашего государства, формирует мировоззрение и отноше­ние к окружающему миру и к себе в этом мире.

Использование  современных технических средств обучения позволило всесторонне изучить элементы народного творчества. Через комментированный просмотр фильмов «Народные умельцы села Незнамово», «Праздник села Озерки», «Рождество Христово», «В песнях остаемся мы» дети знакомятся с крестьянским бытом, народными промыслами, православными праздниками, что способствует развитию познавательного интереса и воспитанию основ духовной культуры. Музыкальный материал  фольклорных коллективов Губкина, Старого Оскола, Курска, Липецка, размещенный на электронных носителях, позволяет проводить обсуждение вопросов вариативности репертуара, своеобразия диалекта, манеры исполнения и специфики звуковедения в исполнении произведений, особенностей сохранения песенного наследия регионов.

Практическая деятельность педагога, направленная на посещение этнографического музея педагогического колледжа, заставила  пересмотреть тематическое планирование уроков фольклора, добавить в них элементы народоведения. Уже со 2 класса дети сами делают из ниток «обереги» в виде плетеных кукол, которые используются в концертных выступлениях. Взрослея, гимназисты выполняют  более сложные поделки,  элементы костюмов и декораций к композициям.

С 2001 года особое место в изучении народного творчества стали занимать исследовательские экспедиции по селам Старооскольского района. Этнографическая экспедиция в  село Озерки гимназистов 6 класса позволила воочию увидеть деревенское подворье, быт и домашнюю обстановку Анны Петровны Винниковой (1933 года рождения). Вторая экспедиция состоялась в село Роговатое, где Евдокия Григорьевна Фомина (1929г. рождения) рассказала ребятам о предметах домашнего хозяйства, показала свой свадебный наряд и исполнила песню «Как по травке, по муравке». Следующая экспедиция  была организована в с. Незнамово (2002год) к известной рукодельнице Анастасии Ивановне Батищевой, которая  представила технологию создания самотканых ковров и каймы рушников, познакомила с вышивкой, характерной для данной местности. Поездки в село Чуево (2003г, 2005г, 2007г) включали новые исследовательско-культурологические  технологии, способствующие более глубокому осознанию потребности в  изучении традиций земли старооскольской  и желания прочувствованное  передать в исполнении.  Это позволило педагогу  заинтересовать гимназистов методом проектов. По результатам экспедиций обучающиеся подготовили проектные и  исследовательские работы, видеофильмы, буклеты. (Приложение №4)

Активное взаимодействие с хранителями старины в этнографических экспедициях отличается специфическими особенностями краеведческой работы, основными из которых являются:

- согласование сроков проведения очередной фольклорной  экспедиции и возможностей принимающей стороны;

-  формирование маршрутных групп в расчете не более 7-8 человек на одного руководителя;

-  оснащение современными техническими средствами;

-  разработка гимназистами местных экскурсионных маршрутов и фольклорно-культурологических троп;

- обучение младших гимназистов старшими методике разработки подпроектов этнографической экспедиции.

Для проведения фольклорной практики гимназисты получают соответствующий  инструктаж по технике безопасности.  Перед выездом на общем собрании коллектива экспедиции и ежедневно перед выходом на маршрут даются разъяснения задач для исследования народных традиций и культурных аналогов, проводится обучение умению наблюдать историю их появления, определять, каковы условия и какова потребность, которая приводит к сохранению традиций, и, наконец, в чем секрет их продолжительного существования и вечного возрождения. В процессе полевой практики применяются следующие методы: интервьюирование, анкетирование, реконструкция, исследование, наблюдение, сбор документов, зарисовка, фотофиксация. Собственно экспедиция способствует эмоциональному восприятию  музыкального исполнения, формирует способность к сопереживанию, которые  по-новому проявляется в каждом гимназисте.

Для проведения фольклорной экспедиции с целью сохранения информации необходимо оснастить её техническими средствами: аудио- и видеозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой, фотоаппаратурой, портативными и стационарными компьютерами с периферией (принтерами, сканерами), расходными материалами, канцелярскими принадлежностями, средствами связи.

В экспедициях обучающиеся проводят не только исследовательскую работу, они воочию знакомятся на постое с жизненным укладом, особенностями культуры, имеющей многовековую историю развития, представляющей собой не только огромный самобытный пласт ху­дожественного творчества, но и кладезь отечественных духовных ценностей. Через исследовательскую деятельность к воспитанникам приходит понимание того, каким образом отражаются глубокие философские мысли народа о жизни, любви к Родине, ответственности за ее судьбу, нравственности во взаимоотношениях между людьми в фольклорном творчестве. Наконец, дети осознают, что  народная культура богато отражена в устных литературных памятниках, прикладном искусстве, песенном творчестве, своеобразной хореографии, предметах утвари, обрядах - всем том, что составляет великое наследие значительной части русского народа, что конкретно отразилось в старооскольском фольклоре.

Этнографическая экспедиция предполагает передачу участникам поездки следующих навыков:

  1. визуального и аудиального наблюдения,  изучения и описания деревенского быта и домашней  обстановки аутентичного  регионального  подворья в сельской местности;
  2. фиксирование увиденного с помощью современных средств, в том числе цифровых камер, цифровых фотоаппаратов, телефонов, диктофонов, магнитофонов и  письменной фиксации;
  3. сопоставление предыдущих опытов наблюдений исполнительства с новыми образцами, «игра песен и карагодов»;
  4. сбор информации в этнографических музеях с предварительной беседой и акцентированием на  ведущих идеях этноэкспозиции;
  5. анализ характерных средств исполнительской выразительности, предметов декоративно-прикладного искусства родного Староосколья.

При организации  фольклорной практики членов коллектива «Родничок» педагог И.Н. Жидовкина  помнит об обеспечении непрерывности и последовательности в практическом исполнительстве и овладении основами экспедиционной фольклорной исследовательской деятельности. Поэтому,  учитывая объем и ценность материала, собранного в экспедиции, учитель корректирует тематическое планирование занятий фольклорного кружка, дополняет тематику занятий и активно популяризирует результаты деятельности  гимназического коллектива. Ирина Николаевна включает в репертуар  коллектива вновь восстановленные песни родного края и обучает новым элементам техники и приемам исполнительства. Поэтому по возвращении из экспедиции участники фольклорного коллектива кропотливо отрабатывают исполнительское мастерство и только потом выносят исполнение песен на суд зрителей. Творческие отчеты коллектива проходят в разной форме: концерт, презентация исследовательской работы, представление видеофильма.

Опыт экспедиций воздействует на качество исполнения песен: гимназисты в большей мере стремятся передать доброту русского характера, подчеркнуть любовь к старинным традициям казаков и селян, ямщиков и купечества; повышается адекватность  самооценки каждого выступления, что способствует формированию у них культуры речи, культуры поведения на сцене, умения принять замечания товарища, учителя и устранить недостатки.

Компьютерные технологии помогают педагогу проверить знания обучающихся и организовать работу гимназистов по созданию мультимедийных продуктов (фотопроекты, презентации экслюзивного этнографического материала к урокам, презентаций докладов для конференций, выступления по результатам этнографических экспедиций).

Организованная таким образом работа способствует воспитанию личности   гимназиста со сформированными  фольклорными и  культуроведческими знаниями и умениями, бережно относящейся к культурному наследию родного края, способной передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям.   

Знания,  полученные при изучении теоретических основ народоведения и музыкального фольклора, формируют интерес современных детей к истории своей малой родины и культуре своего народа.  Участники коллектива постепенно овладевают основами поисковой экспедиционной деятельности, навыками архивной каталогизации и систематизации с использованием традиционных и новейших информационных технологий. Гимназисты умеют идентифицировать, фиксировать и систематизировать собираемый и изучаемый музыкально-художественный материал, бережно относятся к культурному наследию родного края, способны передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям. А это в итоге позволяет пополнять гимназические фонды этнокультурологическими материалами.

Результативность опыта

 

Диагностические данные результативности опыта  подтверждают, что практическое общение с носителями аутентичной народной культуры  значительно приращивает показатели потребности гимназистов в непосредственном, живом участии и формирует навыки  самостоятельного фиксирования культурных аналогов русского народного творчества; способствует заинтересованности  гимназистов в сохранении культурного наследия родного края, возникновению желания  передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям. Реципиенты (всего 112 гимназистов: 22 гимназиста 5 «В» класса, 24 гимназиста 6 «В» класса, 21 гимназист 7 «В» класса, 22 гимназиста 8 «В» класса, 23 гимназиста 9 «В» класса), показали следующее:

 

 

Диаграмма 2.

Уровни  потребности обучающихся

в  сохранении культурного наследия родного края 

 

 

Критериями оценки выступили:

1. Качественные показатели подготовки обучающихся  дисциплинам  «Народное творчество», «Музыка», «Хоровое пение» (число обучающихся по   музыкальным дисциплинам на «4» и «5» - 97%, успеваемость - 100%);

  2. Участие в городских, региональных, областных, всероссийских, международных    фольклорных  фестивалях, конкурсах и смотрах (всего участников – 112, победителей – 31, в том числе и ансамблевые выступления);

3. Удовлетворённость обучающихся и их родителей качеством подготовки  участников фольклорного ансамбля и участников  этнографических экспедиций (гимназисты – 100%, родители – 100%);

 4. Участие обучающихся в городских, областных конкурсах научно-исследовательских работ и научно-практических  конференциях (всего -6 , отмечено – 6);

  5. Поступление в вузы и профильные ссузы – 18 гимназистов за 5 лет;        6.Сформированность социально-патриотической компетенции (показатель - степень социально-патриотической активности) – 100%;

 7. Уровень творческой самореализации (показатель - проявление  инициативы в выступлении фольклорного коллектива, в выполнении подпроектов экспедиции) – 100%;

 8. Сформированность  исследовательской  компетентности (показатели: проявление  умений в  изучении, мышлении, сотрудничестве, действиях, умении адаптироваться в условиях исследовательских экспедиций) – 91,7%

Диагностическим инструментарием стали следующие: мониторинг  «Качество образования» и  вошедшие в него статистические данные итогов  конкурсов, фестивалей, смотров, анкетирование, опрос представителей старшего поколения и учителей-предметников, анализ участия в социально-значимых проектах, результативность этнографической экспедиции и  успешность  публичной защиты участников экспедиции, экспертные оценки.

Результаты успеваемости гимназистов, в классах которых учитель работает согласно тарификации: в 2005-2006 учебном году (всего 236 гимназистов) успеваемость - 100%, качество – 95%;  в  2006-2007 учебном году (всего 270 гимназистов), успеваемость 100%, качество  96 %; в 2007-2008 году (всего 187 гимназистов), успеваемость 100%, качество - 96%; I полугодие учебного 2008-2009 года (всего 217 гимназистов), успеваемость - 100%, качество обучения - 97%

 

Динамика качества знаний обучающихся


 

 
   

Проведенное исследование убеждает в том, что традиционные уроки  являются основой  накопления знаний, развития умений и навыков. А исследовательская деятельность способствует формированию художественно-творческих компетенций и творческой самореализации каждого    гимназиста. Помимо качества знаний и компетенций наиболее важными, по мнению педагога,  являются признаки творческой самореализации.

Высокая творческая активность воспитанников Жидовкиной И.Н. с 2000 года по настоящее время стабильно подтверждается призовыми местами ансамбля «Родничок» в городских фольклорных праздниках и конкурсах, победами в исследовательских конкурсах и успешностью выступлений на научно-практических конференциях городского, областного и российского уровней (2006г, 2007г, 2008г). Наиболее значимы победы следующих учеников Ирины Николаевны: Корничевой Ольги, Комлевой Анастасии, Плотниковой Марии, Царьковых Анны и Виктории, Овчаренко Надежды. Десятниченко Ирина (выпускница 2007 года, ныне студентка БГУ, солистка ансамбля «Вереск», приглашена в хор им. М.Е. Пятницкого, занесена в Энциклопедию «Лучшие люди России». (Приложение №5)

 Результаты исследования были представлены автором на городских практических семинарах ( 2000г, 2004г, 2005г, 2007г, 2008г).

Восемь лет педагог является учителем-методистом по организации педагогической практики студентов музыкального отделения педагогического колледжа, дает открытые уроки и внеклассные мероприятия, оказывает методическую  помощь студентам.

Последователями данного педагогического опыта можно считать  педагогов МОУ СОШ № 18, МОУ ДОУ № 27, ДМШ № 5, студентов-практикантов музыкального отделения Старооскольского педагогического колледжа, народного отделения Студенческого университета культуры (Старооскольского технологического института).

Участие в 2006 году в  проекте Интернет-ресурсов позволило  педагогу стать Учителем 2 гурии и войти в Интернет-государство учителей «ИнтерГуру». Методические разработки  Жидовкиной И.Н. и документация результативности, полные тексты методических материалов, фотоальбомы, презентации размещены на авторском сайте   и школьном сайте http//sh18.narod.ru.

Воплощение педагогических технологий коллективного творческого дела  в этнографической экспедиции у разновозрастного коллектива гимназистов    позволило сформировать бережное отношение к культурному наследию родного края, способность передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям.

Таким образом, в ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что использование потенциала народного творчества родного края является эффективным средством патриотического воспитания  гимназистов в этнографической деятельности. Воспитание  патриота в родной региональной культуре осуществляется  через единение его с духовным богатством, традициями, творчеством   предков, с тем, что хранится в недрах культуры малой родины,  что впитывается с детства, что становится основой патриотизма взрослого Гражданина.